МБДОУ «Детский сад №153», +7 (846) 243-90-55, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, д. 51

Методические разработки воспитателей

Образовательные маршруты

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «В гостях у Бабы Яги»

Автор: Давыдова Мария Петровна, МБДОУ "Детский сад № 153" г. о. Самара, воспитатель.

Возраст детей: 5-7 лет

Уважаемые родители!

Кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

И конечно же, известным и любимым персонажем сказок является та самая узнаваемая старушка, что стучит своей костяной ногой и пытается обмануть и запутать – несравненная Баба Яга!

В маршруте несколько остановок, в каждой из которых вас ждет обыкновенное чудо. Давайте окунемся в мир Бабы Яги, полный чудес и таинств, вспомним забытое и узнаем много нового и интересного.

Внимание! Персонаж волшебной сказки и фольклора славянских народов ждёт Вас и Вашего ребёнка в избушке на курьих ножках…

"Чую, чую — человечьим духом пахнет..."

Остановка первая. Всё ли вы знаете о Бабе Яге?

В начале нашего маршрута предлагаю Вам познакомиться со значением имени известной старушки

Баба Яга полна загадок, чудес и тайн, которые будут интересны не только Вашему ребёнку, но и Вам. Рекомендую прочитать интересные факты о Бабе Яге

А из подробного досье на Бабу Ягу Ваш ребёнок сможет узнать о том, где живёт Баба Яга, как выглядит, на чем летает, кто помогает ей колдовать, о том, что у неё даже есть друзья и о многом другом!

Все мы знаем, что Баба Яга живёт в лесу в удивительной избушке – избушке на курьих ножках. В славянской мифологии это место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир мёртвых, то в мир живых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка. Для ребёнка это несомненно удивительная сказка. Прочитайте ему об избушке и о том, что она на самом деле стоит в одном из уголков России. Избушка Бабы Яги готова принять даже вас!

Что же ждёт нас дальше?

Остановка вторая. Гостеприимная бабушка!

Есть карта России, где можно найти города, где живёт тот или иной человек. А есть карта, где можно найти города, в который можно найти музеи, а так же где родились, а может быть, даже и живут сказочные герои. Познакомьтесь сами и познакомьте ребёнка. Карта может помочь Вам, если Вы захотите посетить сказочные уголки России.

Сказочная карта России

Хотя как культурный фольклорный объект Баба Яга принадлежит всей России, село Кукобой Ярославской области было признано «всамоделишной» малой Родиной старушки. В Кукобое был открыт целый сказочный комплекс, посвященный сказочным героям — нечистой силе. Это удивительное место, настоящая сказка.

В гостях у Бабы Яги в селе Кукобой Вы вместе с ребёнком можете побывать и сами.

Интересное ждёт нас!

Остановка третья. Кто она на самом деле, сказочная злодейка?

Баба Яга - положительный персонаж или отрицательный? Прочитайте и сделайте выводы:

У Бабы Яги всегда есть животные: кони, собаки, кошки, филины, совы. Её дочь сама оборачивается птицей. По древнейшим поверьям, духи зла боятся животных. Именно поэтому, в качестве оберегов, ещё в древности носили клыки, когти, клочки шерсти животных, а позднее, вплоть до двадцатого века – нательный пояс из шерстяных ниток. Даже в Сербии, где под влиянием ветхозаветных представлений о собаке, было отрицательное отношение к этому животному, в XVIII веке продолжало существовать поверье, что собака способна видеть и отпугивать упырей. Филин, по иранским поверьям, способен различать зло во тьме. Поверье о способности кошки видеть и отпугивать злых духов, даже сейчас широко распространено и общеизвестно. Зачем представительнице мира зла животные?

Пора снимать маски!

Тем ли персонажем Вы нередко пугаете ребёнка за его непослушание?

Попробуем узнать вместе!

Чтобы укрепить положительный образ Бабы Яги, который Вы сможете передать своему ребёнку, предлагаю посмотреть видео Гуси-лебеди, или Слово в защиту Бабы Яги.

Остановка четвертая. Баба Яга в сказках.

У каждого ребенка есть та самая волшебная, увлекательная и самая любимая сказка, а может у кого-то и не одна. Прочитайте ребёнку сказки, где незаменимым персонажем является Баба Яга.

  1. "Как Бабы Яги сказку спасали"
  2. "Баба Яга и ягоды"
  3. "Летучий корабль"
  4. "Марья Моревна"
  5. "Баба Яга"
  6. "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
  7. "Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что"
  8. "Баба Яга и жихарь"
  9. "Баба Яга и заморышек"
  10. "Василиса Прекрасная"
  11. "Гуси-лебеди"

Вместе с ребенком Вы можете посмотреть мультфильмы, где главным или второстепенным героем является Баба Яга. Предлагаю сборник таких мультфильмов

Так же предлагаю сборник фильмов-сказок с участием Бабы Яги, который будет интересен как Вашему ребенку, так и Вам.

Не забывайте о том, что для профилактики переутомления при просмотре ребёнку необходимо делать перерыв каждые 20 минут или делить мультфильм\фильм-сказку на части на несколько дней (если их продолжительность свыше 20 минут).

Можно сделать совместно с ребёнком физкультминутку:

В тёмном лесу есть избушка (шагают).
Стоит задом на перёд (поворачиваются).
В этой избушке есть старушка (грозят)
Баба Яга живёт (грозят другой рукой).
Нос крючком (показывают),
Глаза большие (показывают),
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая (бег на месте)!
Дыбом волосы стоят (руки вверх).

Остановка пятая. Рисуем!

Мы вместе с вами узнали много интересного о колдунье, прочитали сказки с её участием, посмотрели мультфильмы и фильмы, а теперь попробуем самое время нарисовать героиню нашего маршрута и её атрибуты.

Так же ребёнку будет интересно поработать в онлайн-раскраске.

Остановка шестая. Превращаемся!

Нередко на праздниках в детском саду главной героиней, которая строит козни, крадёт знания или даже посох Деда Мороза, становится Баба Яга. А иногда эту яркую роль играет ребёнок. Конечно же, этот образ будет ярче за счет костюма. Как сделать интересный костюм Бабы Яги в домашних условиях Вы можете посмотреть в видео с мастер-классом.

Ваш ребёнок будет в восторге от неповторимого образа.

Отличительная черта такого сказочного персонажа – выразительный длинный нос. Конечно, его легко приобрести в отделах с товарами для праздников, но, его не трудно сделать своими руками.

Остановка седьмая. Сказка ложь, да в ней намёк.

Вспомните вместе с ребенком всё о Бабе Яге и попробуйте ответить на вопросы викторины. Удачи!

Здесь наше с вами путешествие в гости к Бабе Яге заканчивается. Как вы узнали, Баба Яга совсем не вредная старуха, а помощница тем, кто этого достоин.

Читайте сказки своим деткам, решайте проблемы, развлекайтесь в играх, рисовании, помогайте своему малышу!

Сказка играет очень важную роль в жизни ребенка, но не стоит забывать о том, что в первую очередь, Вы, родитель, превращаете жизнь ребёнка в сказку!

«Я — фольклорный элемент, у меня есть документ.

Я вообче могу отседа улететь в любой момент!»

Образовательный маршрут: «В детский сад без слёз!»

Автор: Давыдова Мария Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (с)

ЭрмаБомбек

Текст маршрута “Детский сад без слёз!”

Уважаемые родители!

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, Вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.

Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. И неизвестно как на будет вести себя именно Ваш ребёнок.

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Первое правило. Подготовка - прежде всего!

Начинать, конечно, подготовку надо издалека, например, сначала стоит рассказать ребёнку что такое “детский сад”. Познакомьтесь сами и познакомьте вашего ребёнка со стихотворением А. Вишневской “В детский сад”.

Во время чтения старайтесь делать акцент на действиях, которые будут происходить в детском саду, старайтесь читать с интонацией и расстановкой, чтобы у вашего ребёнка внимание концентрировалось в нужный момент и на нужных фразах.

В детский сад

Листики под ножками
Весело шуршат.
Скоро мы отправимся
С Мишей в детский сад.

Встанем утром рано,
Застелем кровать.
Крикнет с кухни мама:
«Мальчики – вставать»!

Весело оденемся,
Весело пойдем,
Весело к ребятам
В гости попадем!

В садике на стульчиках
Будем мы сидеть.
Будем кашу кушать,
Песни будем петь.

И потом оденемся,
Выйдем погулять,
А придем с прогулки
Дружно ляжем спать.

Вечером с работы
Мама к нам придет
И нас вместе с Мишей
Из сада заберет.

Скоро вместе с Мишей
В садик мы пойдем,
Все свои игрушки
В садик отнесем.

А как же всё-таки подготовить малыша к очень важному событию в его жизни, руководствуясь конкретными правилами?

  1. Проанализируйте режим дня своего ребенка и постепенно переведите его в режим детского дошкольного учреждения.
  2. Научите ребенка самостоятельно одеваться, принимать пищу и ходить на горшок.
  3. Подготовьте ребенка морально.
  4. Поощряйте его стремление к общению со сверстниками.

Ознакомьте ребёнка с детским садом посредствомсказки, которая косвенно рассказывает о жизни в детском саду, чтобы он понял, что бояться нечего.

сказка “Гномики”

После прочтения сказки задайте ребёнку наводящие вопросы по содержанию этой сказки. (Например, кто жил в самом тихом саду)

И что же дальше? Воспользуйтесь следующим правилом…

Второе правило. Не доверяем первым слезам!

Вот мы и пришли в детский сад. Что же дальше…

Специалисты (психологи, педагоги и медики) считают, что острая фаза адаптационного периода может длиться от двух недель до 6 месяцев. Только примерно у 40% детей период адаптации проходит легко. Поэтому если именно Ваш малыш не вошел в эти 40 % паниковать не следует.

Иногда может быть и такое, что первые два-три дня малыш ходит в детский сад с удовольствием, а на четвертый, поднявшись с постели, начинает горько рыдать (кататься по полу, визжать, упираться, не даёт надеть на себя вещи), твёрдо заявляя, что “в садик он сегодня не пойдёт!!!”. Что же это такое?

И это совсем не значит, что сначала ему было хорошо, а потом вдруг стало плохо или его обидели. Это естественная реакция нормального ребёнка на осознание ситуации: новые стены, новые люди, а мама почему-то оставляет (раньше такого не было). Если вы не запаникуете и не станете устраивать слёзных проводов, то такая поведенческая реакция пройдёт в течение пяти, максимум десяти дней. Если вы пойдете на поводу у ребёнка, он это поймет и будет Вами манипулировать.

Дайте ребенку в садик любимую игрушку. Вечером расспрашивайте малыша - что делал сегодня любимый мишка, с кем познакомился - так вы узнаете о том, как вашему ребенку удается привыкнуть к детскому саду. Убедитесь в собственной уверенности, что в Вашей семье детский сад необходим. Любые Ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.

Предлагаю посмотреть Вам, уважаемые родители, и Вашему малышу мультфильм “Каприз” о маленьком мальчугане, который так не хотел идти в детский сад.

Старайтесь во время просмотра мультфильма комментировать его, чтобы ребёнок понял, что в детском саду его ждёт новая интересная жизнь - это, прежде всего, друзья, увлекательные занятия и т.д.

Теперь Вы знаете чему нужно научить малыша перед встречей с детским садом. Нас ждёт следующее правило, вперёд!

Третье правило. Спокойствие, только спокойствие!

Больше всего Вы, родитель, и ваш ребенок расстраиваетесь при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у Вас, мама и у Вашего малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

Просмотрите презентацию “Спокойное утро”, в которой говорится о тех действиях, которыми надо руководствоваться, чтобы утро прошло в спокойной атмосфере.

Таким образом, для ребёнка и вокруг него надо создать благоприятную атмосферу. С утра это можно сделать в дополнение к вышеперечисленному с помощью просмотра какого-либо короткого мультфильма или прослушивания музыкальных композиций. Выбирать Вам и Вашему малышу…

Четвертое правило. Не наступать на грабли других!

Многие родители искажают адаптацию малыша из-за незнания недопустимых слов и действий.

Познакомьтесь с ошибками, которые, к сожалению, иногда совершают родители, затрудняя адаптацию ребенка.

И попробуйте условно определить, готов ли Ваш ребёнок к поступлению в детский сад.

Теперь Вы информированы о том, за что ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка и готов ли Ваш ребенок к детскому саду. Осталось увидеть это на практике.

Пятое правило. Помоги себе сама!

Поступление в сад - это момент отделения мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже “рвется” сердце, когда она видит, как переживает малыш.

Мама тоже остро нуждается в помощи и почти никогда её не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства и в данном случае они являются естественными. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье.

Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребёнок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

  • поверить, что малыш на самом деле не “слабое” создание. Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слёзы текут рекой.

Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с вами! Он пока не знает, что происходит, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает перегружаться. Конечно, детские слезы заставляют Вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

  • воспользоваться помощью
  • заручиться поддержкой

Для того, чтобы расслабиться и хоть немного снять стресс, пока Ваш ребёнок адаптируется к новым условиям, предлагаю сайт для прослушивания классической музыки на выбор.

Так же хочу предоставить Вам упражнения для релаксации и расслабления, чтобы Вы смогли обрести спокойствие и уверенность. Выбирать Вам!

Вот мы и подошли к концу нашего с Вами маршрута! Вы узнали о тех вещах, которые помогут Вашему малышу спокойно войти в тот мир, где он будет играть и развиваться - в детский сад!

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать сложно, потому что все дети проходят его по-разному. Но, в первую очередь, это тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Успехов Вам и Вашему ребёнку!

  1. Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
    (выполнила воспитатель Анисимова В.В.)

  2. Электронное мультимедийное дидактическое пособие на тему:
    «Маленьким детям – большие права»
    (выполнила воспитатель Рахмаева Г.А.)

  3. Конспект непосредственно образовательной деятельности
    «Невероятные приключения пришельцев из космоса»
    (выполнила воспитатель Рахмаева Г.А.)

  4. Электронное мультимедийное дидактическое пособие
    на тему: «Школа ремонта»
    (выполнила воспитатель Носова Е.И.)

  5. Конспект непосредственно образовательной деятельности
    «Школа ремонта и дизайна»
    (выполнила воспитатель Носова Е.И.)

  6. Конспект непосредственно образовательной деятельности
    «Свет мой, зеркальце, скажи…»
    (выполнила воспитатель Анисимова В.В.)

  7. Конспект непосредственно образовательной деятельности
    «Путешествие в сказку о глупом мышонке»
    (выполнила воспитатель Анисимова В.В.)

  8. Развлечение для детей второй младшей группы «Цветы»
    (выполнила воспитатель Симакова Л.Р.)

  9. Занимательный материал как средство развития познавательных действий дошкольников
    (выполнила воспитатель Тюрина О.А.)

  10. Образовательный маршрут для родителей с использованием ЭОР
    «Семейная библиотека»
    (выполнила воспитатель Маркелова Л.В.)

  11. Образовательный маршрут для родителей с использованием ЭОР
    «Мы едем, едем, едем…»
    (выполнила воспитатель Маркелова Л.В.)

  12. Программа педагогического проекта, обеспечивающего содержание образовательной области «Познавательное и художественно-эстетическое развитие»
    «Литературная гостиная графа Л.Н. Толстого»
    Для детей старшего дошкольного возраста
    (выполнила воспитатель Тюрина О.А.)

  13. Конспект непосредственно образовательной деятельности
    «Геометрический мир Фиолетового леса»
    (выполнила воспитатель Тюрина О.А.)

  14. Проект «Мой город Самара – моя малая Родина»
    (выполнила воспитатель Маркелова Лилия Витальевна)

  15. Мастер-класс Декорирование интерьерной дощечки
    (выполнила воспитатель Маркелова Лилия Витальевна)

  16. Презентация к проекту «Хлопок»
    «Как росла рубашка»

  17. Мастер-класс по декупажу и форамиану
    (выполнила воспитатель Маркелова Лилия Витальевна)

  18. Игровое занятие с детьми второй младшей группы по технологии В.В. Воскобовича
    «Увлекательное путешествие»
    (выполнила воспитатель Бирюкова О.А.)

  19. Программа педагогического проекта «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
    для детей старшего дошкольного возраста
    (выполнила воспитатель Колычина Галина Алексеевна)

  20. Дидактическая игра «Животные севера»
    (выполнила воспитатель Пигарёва Ирина Валериевна)

  21. Программа педагогического проекта, обеспечивающего содержание образовательной области «Познавательное и художественно-эстетическое развитие» «Волга-матушка»
    (выполнила воспитатель Пигарёва Ирина Валериевна)

  22. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
    (выполнила воспитатель Пигарёва Ирина Валериевна)

  23. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Угадайка»
    (выполнила воспитатель Пигарёва Ирина Валериевна)

  24. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественно – эстетическая деятельность» рисование с элементами аппликации на тему: «Ёжик колкий»
    (выполнила воспитатель Каризина Анна Сергеевна)

  25. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Маша и Медведь» блоки Дьенеша
    (выполнила воспитатель Каризина Анна Сергеевна)

  26. Дидактическая игра «Дерево»
    (автор-разработчик воспитатель Каризина Анна Сергеевна)

  27. «Путешествие на Кораблике Плюх-Плюх» Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы, с применением технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

  28. Программа педагогического проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Для детей старшего дошкольного возраста

  29. Электронно-дидактическое пособие «В мире геометрических фигур»

  30. Методическая разработка с использованием ЭОР «Друзья природы»

  31. Викторина совместно с родителями «Победный май»

  32. Конспект интегрированного НОД «Полет на Луну» (старшая группа)

  33. Электронное дидактическое пособие «Национальные костюмы народов России»

  34. Электронное мультимедийное дидактическое пособие на тему «Народные узоры»

  35. Методическая разработка программы проекта по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Исторические прогулки по Барбошиной поляне»

  36. Роль семьи в приобщении дошкольников к культуре народов Родного Края к культуре народов родного края

  37. «Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Сердце матери лучше солнца греет»

  38. Электронно-дидактическая игра «Геометрические фигуры» для детей 4-5 лет

  39. Дидактическая игра «Пейзажи»

  40. Экологический проект «Воздух-невидимка»

  41. Методическая разработка с использованием ЭОР по развитию речи для детей подготовительной группы «Друзья природы»

  42. Социально-коммуникативная игра: «Фоторобот»

  43. «Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Яркая Осень»

  44. Экологический проект «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

  45. План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы № 9
    Тема: «Встречаем весну и пернатых друзей»

  46. Программа проекта для детей старшей группы
    Тема: «Академия дорожной безопасности»

  47. Программа проекта с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Старорусская деревня»

Печать E-mail