МБДОУ «Детский сад №153», +7 (846) 243-90-55, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, д. 51     

Охрана здоровья воспитанников

Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, — это охрана и укрепление здоровья детей.

Здоровье ребёнка — основа успешного формирования, развития и реализации его способностей, задатков, адаптация к быстро меняющимся условиям социальной жизни.
В детском саду ребёнок проводит значительную часть времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечить укрепление психического и физического здоровья ребёнка, создать благоприятные гигиенические, педагогические и эстетические условия, комфортную психологическую обстановку.

В нашем дошкольном учреждении создана система необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»):

1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья,

осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

В детском саду медицинский блок представлен следующими помещениями: процедурным кабинетом, изолятором, комнатой медсестры (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача).

Медицинским работником осуществляется:

  • контроль за состоянием здоровья воспитанников;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • ежемесячное проведение учета часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма;
  • контроль за проведением закаливающих мероприятий;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди сотрудников и родителей, с последующими рекомендациями по гигиеническому воспитанию детей и формированию навыков здорового образа жизни;
  • контроль за организацией питания дошкольников;
  • оформление соответствующей медицинской документации.

2. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима пребывания детей в ДОУ

Согласно СанПиН разрабатывается режим пребывания детей в детском саду, с обязательным учетом возраста детей. В режиме отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, организованной образовательной деятельности для каждой группы детей. Составляющие режима структурировались на основе расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с 1 сентября по 31 мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с 1 июня по 31 августа

При проведении режимных процессов в МБДОУ соблюдается:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
  • поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку;
  • устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их полноценному гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов.
Прогулки
организуются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Продолжительность дневного сна составляет 2-2,5 часа (в зависимости от возраста детей).
Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста не превышает 10 минут (т.е. по 8-10 минут) и осуществляется по подгруппам в первую и вторую половину дня.
С детьми дошкольного возраста продолжительность организованной образовательной деятельности составляет:

  • от 3 до 4-х лет — не более 15 минут,
  • для детей от 4-х до 5-ти лет -не более 20 минут,
  • для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут,
  • для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности и физкультурные паузы — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, досуги.
В летне-оздоровительный период вся работа с детьми проходит на воздухе.

3. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требования охраны труда

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни начинается уже в детском саду. Работа проходит по таким направлениям, как рациональный режим дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, стабильное психоэмоциональное состояние.
Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Они учатся познать себя, анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, избавляться от комплексов, давать себе объективную оценку. Организация обучения проходит через игру, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность. Обучение дошкольников здоровому образу жизни идет во всех видах деятельности ребенка и поддерживается родителями дома.
В методическом кабинете накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

В течение дня с детьми проводятся инструктажи по охране труда:

  • по работе с ножницами, кисточкой, карандашом, фломастером, клеем, с материалами природного уголка;
  • по передвижению по коридорам и лестницам детского сада;
  • по поведению в спальной и туалетной комнатах;
  • по поведению на прогулочных площадках и во время экскурсий;
  • по правильному использованию физкультурного оборудования и материалов.

4. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом

На базе дошкольного учреждения созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро- и микросреда. В детском саду функционируют спортивный зал и физкультурная площадка для занятий с детьми.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован физкультурный уголок, в котором находится необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, для гимнастики после сна и закаливающих процедур, для индивидуальной профилактической работы с детьми, атрибуты для подвижных игр.

Занятия по физической культуре с детьми всех возрастов проводятся 3 раза в неделю. С детьми старшей и подготовительной к школе группы третье занятие проходит на воздухе круглогодично. Ежедневно проводится утренняя гимнастика.
На занятиях по физической культуре осуществляется индивидуально — дифференцированный и гендерный подход: учитывается здоровье детей, уровень физической подготовленности. Инструктор по физической культуре дает воспитателям рекомендации по индивидуальной работе с детьми на закрепление двигательных умений и навыков.
Большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Разработана система физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Для Вас, родители!

Чтобы сохранять жизнь и здоровье детей ознакомьтесь со следующими памятками:
 

Формирование правильной осанки

Как помочь ребёнку сохранить здоровье

Дети с ослабленным здоровьем. Укрепляем иммунитет

Профилактика туберкулеза

Туберкулез – это очень тяжелое инфекционное заболевание. Вызывает его туберкулезная палочка (палочка Коха). Хоть и считается, что данная болезнь связана с органами дыхания, на самом деле она может поражать почки, кости, лимфатические узлы, кожу, глаза и даже головной мозг. Легче всего заразиться туберкулезом от больного человека, но иногда инфицирование происходит и при контакте с животными.

Лечится туберкулез очень долго, на полное выздоровление может уйти не один год. Поэтому гораздо проще соблюдать профилактику, чем пытаться потом избавиться от болезни.

Существуют разные способы профилактики туберкулеза. Одни из них применяются только к детям, другие же помогают предотвратить появление заболевания, как у детей, так и у взрослых. Поэтому следует рассмотреть основные профилактические действия и образ жизни, необходимые для того, чтобы не заразиться туберкулезом.

Профилактика у детей

Основная профилактика болезни у детей состоит из вакцинации. Несмотря на то, что в наше время многие родители отказываются от прививок для своих детей, вакцинация должна проводиться обязательно. Ведь заражение туберкулезом растущего организма ребенка может привести к инвалидности на всю жизнь. Поэтому не стоит игнорировать возможность сделать прививку малышу.

Вакцинацию в первый раз нужно проводить на 5-7 день от рождения ребенка. Поэтому такие прививки делаются еще в роддоме. Как и любая другая прививка, вакцинация от туберкулеза (БЦЖ) должна проводиться только полностью здоровому малышу. Если у него наблюдаются какие-то недомогания, прививку откладывают до улучшения состояния ребенка. В частности, можно перечислить возможные причины для переноса даты вакцинации:

  1. Недоношенный ребенок. Таким детям показана прививка только тогда, когда они набирают нормальный для своего возраста вес.
  2. Пиодермия.
  3. Сильная гемолитическая желтуха. Обычно она наблюдается у всех детей, но при особо выраженных проявлениях прививку делать нельзя.
  4. Любые инфекционные болезни.

Однако прививки, сделанной в роддоме, недостаточно на всю жизнь человека. Поэтому детям проводят дополнительную вакцинацию сначала в 7 лет, потом в 14 и в 17. Перед прививкой обязательно делают пробу на инфицирование малыша туберкулезом. Такая проба называется реакцией Манту. Если реакция слишком сильная, ребенок нуждается в постановке на учет у врача-фтизиатра и постоянном контроле его здоровья. Вакцинация возможна только в том случае, когда реакция Манту отрицательная. Запрещено делать ревакцинацию в случаях, когда:

  1. Ребенок инфицирован туберкулезом.
  2. У него наблюдаются поражения кожи.
  3. Малыш принадлежит к группе риска по аллергическим реакциям.
  4. Наблюдались осложнения во время предыдущих прививок.
  5. Ребенок плохо себя чувствует, он простудился, температура тела повышена и т.д.

Любые недомогания должны послужить причиной для переноса даты вакцинации до полного выздоровления. После 17 лет прививки проводятся только при необходимости.

Профилактика у взрослых

У взрослых профилактические меры можно разделить на те, которые человек должен соблюдать сам, чтобы не заболеть туберкулезом, и те, которые зависят только от правительства и от руководителей организаций, где работают люди. Ко вторым относят:

  1. Улучшение условий жизни. То есть предоставление нормального жилья и бытовых условий для граждан государства.
  2. Улучшение условий труда. Оно включает соблюдение всех норм, которым должны соответствовать рабочие помещения.
  3. Защита окружающей среды от загрязнения (атмосферы, почвы и водоемов).

Сам же человек обязательно должен:

  1. Регулярно проходить флюорографическое обследование. Такое обследование необходимо делать не реже, чем один раз в год. Многие люди отказываются от флюорографии, так как не хотят получать лишнее облучение. Но та доза облучения, которая бывает при прохождении флюорографии, не причинит такого вреда, как возможное заболевание туберкулезом.
  2. Заниматься спортом и вообще вести здоровый образ жизни.
  3. Правильно питаться. То есть употреблять здоровую, богатую витаминами пищу, а не консерванты и разнообразные концентраты.
  4. Соблюдать правила личной гигиены.
  5. Отказаться от алкоголя и курения. О наркомании и токсикомании даже не стоит говорить, так как подобный образ жизни способствует появлению любых опасных заболеваний.

Профилактика для группы риска

Такая профилактика может проводиться как по отношению к детям, так и ко взрослым. Она называется химиопрофилактикой, при которой используется такое средство, как Изониазид. Обычно ее проводят осенью и весной, потому что именно в это время года более высок шанс активизации инфекции. К группе риска относят:

  1. Здоровых людей, вынужденных контактировать с больными. Например, в семье может проживать больной туберкулезом. Всем остальным членам данной семьи придется проходить химиопрофилактику, чтобы не заразиться этой болезнью. То же касается и людей, работающих с больными туберкулезом. К примеру, медперсонала тубдиспансера.
  2. Больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарным диабетом, психическими заболеваниями, хроническими заболеваниями легких, наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных, людей, переболевших туберкулезом и имеющих после этого изменения в легких.
  3. Детей с завышенной реакцией Манту.
  4. Людей, находящихся на постоянном гормональном лечении.

Такая профилактика помогает даже в тех случаях, когда человек уже заразился туберкулезом, но болезнь еще находится в инкубационном периоде и никак не проявляется.

Взрослые должны помнить, что даже если ребенок привит от туберкулеза, все равно необходимо создавать ему нормальные условия жизни и исключать возможность заражения. Обезопасив себя от туберкулеза благодаря своевременному прохождению флюорографии, родители обезопасят и малыша, так как не заразят его этой опасной болезнью. Важную роль играет и соблюдение чистоты в квартире, своевременное проведение влажной уборки с хлоркой и просушивание одеял и подушек на солнце.

Острая кишечная инфекция (ОКИ)

Основной причиной заболевания является инфекция, которая попадая в желудочно-кишечный тракт с пищей, водой, провоцирует воспаление тонкого и толстого кишечника.

Симптомы заболевания

  1. Жидкий стул чаще 4-5 раз в день
  2. Повышение температуры тела
  3. Рвота
  4. Боли в животе

При появлении одного из симптомов заболевания следует обратиться к врачу.

Профилактика

  1. Соблюдение правил личной гигиены.
  2. Молочные продукты (молоко, творог) подавать детям только после термической обработки (молоко — кипятить, творог — в виде запеканок, вареников).
  3. Воду употреблять только в кипяченом виде.
  4. Тщательно мыть овощи и фрукты.

Строгое соблюдение санитарных правил — гарантия индивидуальной защиты от острой кишечной инфекции каждого из нас!

Педикулез

Диагноз «педикулез» детям ставят в случае обнаружения возбудителя заболевания (вшей и гнид) при осмотре. При головном педикулезе осматривают затылочную и височную области головы, где чаще всего локализуются насекомые и их яйца (гниды). Живые гниды находятся у основания волос, при осмотре под лампой они дают жемчужно-белое свечение.

При подозрении на платяной педикулез осматривают в первую очередь одежду больного, уделяя особое внимание швам, и складкам на внутренней стороне вещей.

Методы лечения педикулеза

Для уничтожения вшей применяют три метода: механический, физический и химический.

Механический

  • Вычесывание насекомых и яиц частым гребнем.
  • Стрижка или сбривание волос.

Физический (против платяных вшей)

  • Уничтожение насекомых под воздействием высоких или низких температур.

Химический (основан на применении педикулицидов)

  • Инсектицидных средств, эффективных в отношении вшей.

Профилактика

Индивидуальная профилактика

  1. Тщательный уход за волосами, кожей.
  2. Регулярной смене нательного и постельного белья.
  3. Индивидуальное использование расчесок, головных уборов, одежды, постельных принадлежностей.

Общественная профилактика

Общественная профилактика состоит в активном выявлении больных при профилактических осмотрах.