МБДОУ «Детский сад №153», +7 (846) 243-90-55, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, д. 51     

Консультация учителя-логопеда

Консультация для родителей.
Подготовил учитель-логопед: Савельева Елена Александровна  

Развитие речи детей: что надо знать родителям

Родители – главные помощники, защитники, наставники и путеводители на протяжении всей жизни ребёнка.
Каждый малыш должен знать, что он в семье любимый, желанный и самый лучший.  Уважаемые родители, старайтесь выслушать ребёнка, по возможности в доступной форме и согласно его возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа.

На самых ранних этапах развития речи взрослые должны время от времени подходить к ребёнку, говорить с ним, слушать его и показывать, что слушают с удовольствием.

У  нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 мес. Если после 1 года и 2 мес. – 1 года 3 мес. Ребёнок не произносит ни одного слова, - нужно бить тревогу. После полутора лет у него в норме появляются двусложные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300.  К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза, появляются многосложные предложения. Ребёнок способен рассказать наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В 3 года он должен правильно произносить большинство звуков речи.

Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка – дело непростое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – м, н, т, п и гласные звуки. Тяжелее даются свистящие, шипящие, а также р и л. Приведём небольшую примерную(каждый ребёнок индивидуален)  таблицу – чтобы было удобнее следить за появлением в речи ребёнка различных звуков.

Возраст ребёнка 1-2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет
Звуки
в речи
А О Э

 

П Б М
(и их мягкие варианты)
И Ы У
В Ф Т Д Н
К Г Х Й
(и их мягкие варианты)
С З Ц
(и их мягкие варианты)
Ш Ж
Ч Щ
Л Р
(и их мягкие варианты) >

Неточное произношение у детей в возрасте до трёх-четырёх лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие ( при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи.  Все нарушения в произношении звуков  после этого возраст рассматриваются как дефекты произношения, исправить которые бывает очень трудно.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.

С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.