Занятия музыкального руководителя
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «История гусеницы». Подготовила материал муз. руководитель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара Анисимова Ольга Александровна
Занятие по слушанию музыки Р. Шумана и Х. Глюка. Подготовила материал муз. руководитель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара Анисимова Ольга Александровна
Занятие по слушанию музыки Э. Грига «Танец эльфов». Подготовила материал муз. руководитель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара Анисимова Ольга Александровна
Творческий проект по сказке П.П. Ершова «Конёк – горбунок». (подготовила материал муз. руководитель Пириг Татьяна Анатольевна)
Проект «Сказка в музыке». Карен Хачатурян. (подготовила материал муз. руководитель Пириг Татьяна Анатольевна)
Конспект беседы о музыке «Колыбельные песни русских композиторов» в старшей группе (подготовила материал муз. руководитель Анисимова Ольга Александровна)
Цель: Формирование у детей музыкально-эстетической культуры.
Задачи:
- Рассказать детям о происхождении слова «колыбельная».
- Познакомить с колыбельными песнями в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.
- Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных.
- Развивать умение анализировать музыку.
- Воспитывать культуру слушательского восприятия.
Предварительная работа
Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки.
Материалы и оборудование
1.Музыкальный центр.
2. Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.)
3. «Волшебная книга», включающая следующие страницы:
- изображение колыбельки с поющей мамой;
- портрет П.И. Чайковского;
- пейзаж Сурикова «Перед грозой»;
- изображение спящего ребенка в колыбели;
- портрет А.К. Лядова.
Ход беседы
Часть | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная |
Ход беседы: |
Здороваются с педагогом. Слушают педагога. |
Основная |
Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим?Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни? Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен — байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять — «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете? Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные. Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств — встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка? Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова? Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь — Кикимора — занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки». В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского. |
Дети слушают педагога. Высказывают свои предположения. Ответы детей Внимательно слушают музыку. Рассматривание иллюстраций. Характеризуют музыку. Рассказывают о своих чувствах. Слушают музыку. Говорят, какая звучала музыка. Делятся своими образами, впечатлениями. |
Заключительная |
Сейчас я еще раз дам вам послушать каждую из колыбельных, а вы постарайтесь представить свою картину, почувствуйте музыку. Ребята, а какая из колыбельных вам больше понравилась? Запомнилась? Почему? Педагог прощается с детьми. |
Дети еще раз слушают колыбельные. Отвечают на вопрос, объясняют свой выбор. Прощаются. |
Конспект беседы по слушанию музыки в старшей группе П.И. Чайковский «Вальс цветов» (подготовила материал муз. руководитель Анисимова Ольга Александровна)
Тема: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (слушание музыки)
Образовательные задачи
- продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Петр Ильич Чайковский);
- продолжать учить детей петь и действовать коллективно;
- продолжать закреплять умение детей выполнять движения соответственно ритму танца.
Воспитательные задачи
- воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать;
- воспитывать навыки культурного слушания;
- приучать детей эмоционально откликаться на музыку.
Оборудование: музыкальный центр, диск П.И. Чайковского «Времена года», диск «Музыка для малышей», карандаши, листы белой бумаги.
Предварительная работа: игра «Паучок» дается впервые, подбор диска, подбор информации, подбор музыкальных игр.
Ход занятия.
Часть занятия | Содержание | Методы и приемы |
Вводная часть |
Предлагаю детям сесть на палас так, как им удобно. Даю установку на занятие. - Ребята, скажите мне, какое самое теплое, жаркое время года? - Лето. - Правильно, лето. - А что растет летом на полях, лугах, какие растения росли летом на ваших участках в детском саду? - Разная трава, кустарники, различные цветы. - Верно. В каждой группе на участке росли красивые, яркие цветы. |
Беседа |
Основная часть Заключительная часть |
- Ребята, сегодня мы послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Петр Ильич Чайковский – русский композитор, который создал много произведений классической музыки, среди них различные оперы, балетные спектакли. «Вальс цветов», который мы сейчас будем слушать, является отрывком балетного спектакля «Щелкунчик». Дети, слушайте произведение внимательно, потому что после прослушивания я буду задавать вам вопросы. (дети прослушали произведение). Ребята, как называется произведение, которое вы только, что прослушали? - «Вальс цветов». - Верно. А кто автор этого произведения? - Петр Ильич Чайковский. - Правильно, молодцы. Какая музыка по характеру? - ответы детей. (те дети, которые не отвечают на вопросы вместе со всеми, спрашиваю отдельно). - Ребята, а теперь давайте сядем за столы, каждый вспомнит музыку прослушанного произведения и постарается нарисовать то, что представлял себе во время прослушивания произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов». После того, как дети нарисуют свои представления – воспитатель анализирует их рисунки и дает оценку действиям каждого ребенка. «Паучок» (пропевание игры со словами). Цель:
Содержание игры Дети пропевают слова игры. Воспитатель выбирает одного ребенка, после того как будет пропета игра. Этот ребенок танцует и выбирает кого-то из детей, они вместе танцуют, остальные дети хлопают. Игра проводится несколько раз. Методы и приемы:
- Дети наше занятие подошло к концу, скажите, чем вы сегодня занимались? - (ответ детей). |
|
Цикл интегрированных музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе «Встречи в музыкальной гостиной» (из опыта работы музыкального руководителя Анисимовой.О.А.)
Занятие 1: «Музыка цветов»
Цель: Создать условия на занятии для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, средствами музыки, живописи, поэзии, рассказывающие о цветах.
Задачи
- Развитие образного мышления, фантазии ребенка
- Активизировать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость на живописные картины, музыку, образное слово
- Развитие способности понимать и чувствовать «язык» музыки и живописи через комплекс выразительных средств и ощущений непрерывной связи с эмоциональным содержанием образа
- Развитие пластики формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов через динамические и регистровые изменения в музыке.
Дети входят в зал под музыку А. Аренского «Незабудка», садятся перед «картинной галереей», рассматривают репродукции картин, изображающие цветы.
М.р. Ребята, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о цветах).
Как вы думаете, почему люди дарят друг другу цветы? (ответы детей)
М.Р. Цветы всегда были любимы людьми. Даря, друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чем вы думаете, глядя на эти цветы?
(Дети отвечают.)
Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры. (К. Жанэ)
Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Посмотрите на картины. Здесь есть и натюрморты изображающие цветы, и их фоторепродукции. Все цветы наполнены жизненной силой самой земли.
Художник А. Кончаловский очень любил писать сирень. Посмотрите, как прекрасен этот букет белой и лиловой сирени в простой вазе на открытом окне. Картина пронизана свежестью и спокойствием.
Художники использовали цветы и для характеристики своих героев. Вот портрет кисти О. Кипренского. На нем прелестная девочка с цветочным венком на голове. Проникновенно писали о цветах и поэты. Послушайте стихотворение Р. Гамзатова.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
М.р. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами.
О цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Послушаем некоторые из них. Скажите, какой из цветов зацветает самым первым? (Одним из первых цветов весной зацветает подснежник).
Выходят дети, рассказывают легенды и читают стихи о цветах (приготовленные заранее)
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало
И он подумал, что пора.
И вылез… А кругом все тихо
Соседей нет, он первый здесь
Его увидела зайчиха
Понюхала, хотела съесть
Потом, наверно, пожалела:
«Уж больно тонок, ты дружок»
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный, мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
А он, от холода синея,
Головку слабую клоня
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
Ребенок 1: Древняя легенда рассказывает: когда первые люди на земле Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
Ребенок 2. А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
М.р. Сейчас мы послушаем отрывок из пьесы «Подснежник» П.И. Чайковского.
Слушание «Подснежник» П.И. Чайковского
М.р. Какое впечатление произвела на вас музыка?
(Дети высказываются о музыке).
М.р. Хотя в этом произведении нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском, нежном подснежнике. Мелодия звучит то светло, то более тревожно. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что бывает холодно, темно и ненастно. На какой танец похожа эта пьеса? (Вальс).
А вы хотите потанцевать вальс с подснежниками?
Танец с цветами.
Дети садятся снова на стульчики перед картинами.
Есть еще один весенний цветок, который цветет в мае. (Показ фоторепродукции)
Кто-нибудь знает его название? (ландыш)
Ребенок: О появлении ландыша рассказывают так: Когда умер великий сын божий – Иисус Христос, то горючие слезы Богородицы по распятому Иисусу падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши. Ландыш – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Французы с 17 века накануне первого майского воскресенья отмечают праздник ландышей.
Ребенок: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
М.р. И мы действительно, услышим сейчас песню о ландыше.
Песня «Ландыш» Н. Френкель, М. Красева.
Дети высказываются о песне.
М.р. Давайте, еще раз посмотрим на репродукцию картины «Сирень».
Ее цветки, как будто свечки,
Благоухают возле речки.
И на пригорке целый день
Приманивает пчел…
М.р. О сирени сложено много преданий и легенд.
Ребенок: В одной из них рассказывается, что сирень появилась весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав, деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле.
Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она окрасила кусты. Получилось удивительно красиво!
А сейчас, закройте глазки, и представьте цветочную поляну. Хотите ли вы быть цветами на этой поляне?
Назовите, кто из вас какой цветок?
Кинестетический этюд «Цветы» (под музыку Э. Грига «Песня Сольвейг»)
Каждый ребенок придумывает название цветка, которым он хочет быть.
Дети стоят врассыпную. Головы опущены вниз: цветочки спят. Потом двигаются в соответствии с текстом.
М.Р. Ранним утром цветок проснулся и посмотрел вокруг. Посмотрел направо, налево, вверх, вниз. Справа он увидел деревья и помахал им своим листиком, как ручкой: «Доброе утро, деревья!». Слева он заметил кусты и помахал им другим листиком: «Доброе утро, кустики!» потом цветок поднял свою головку вверх, увидел небо, солнышко, облака, летающих птиц и, подняв свои листики вверх, закричал им всем: «Доброе утро, облака!
Здравствуй, солнышко! Здравствуй, небо! Здравствуйте, птички!». Затем цветок опустил головку и листочки-ручки вниз и посмотрел на землю. А там по травинке ползет божья коровка. «Здравствуйте, травка и божья коровка!» - поприветствовал их цветок.
Он посмотрел по сторонам и увидел вокруг себя много-много разных цветов. Здесь были ромашки, васильки, колокольчики, тюльпаны. Они все были очень красивые и веселые, и все здоровались друг с другом и со всеми, кого видели вокруг, целый день.
Но вот незаметно наступил вечер, и цветы стали говорить всем «Добрый вечер! Добрый вечер, тюльпанчик!
Добрый вечер, колокольчик! Добрый вечер, ромашка! Добрый вечер, василек! Солнце опустилось совсем низко, и цветы, засыпая, шептали: «Спокойной ночи, солнышко! Спокойной ночи, небо и облака! Спокойной ночи, птички! Спокойной ночи всем! Всем… всем… всем…
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Занятие 2 «Музыка воды»
Цель: Создавать особый эмоциональный настрой у детей для восприятия классической музыки, передающей красоту водных ресурсов интегративными средствами искусства.
Задачи
- Учить детей определению эмоционального содержания музыкальной темы
- Учить детей использовать знакомые танцевальные движения в создании образов, и на основе танцевального творчества придумывать новые
- Поощрять самостоятельные высказывания о характере, настроении музыки
- Дать детям представление о том, что композиторы, поэты и художники могут
изобразить разное состояние воды и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этому явлению.
Дети под музыку Н.Римского-Корсакова «Море» из оперы «Океан-море синее» проходят в зал и садятся на стульчики.
М.Р. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами снова встреча в нашей «Музыкальной
гостиной».
-У меня на ладони капелька воды. Когда я смотрю на нее, мне кажется, что она
живая. Я пошевелю рукой, капелька тоже пошевелится. Капелька маленькая, легкая,
прозрачная. Сколько всего повидала эта малышка, скольких напоила, скольким помогла.
Если бы она умела говорить, она бы нам многое рассказала..., но, к сожалению, говорящих капелек не бывает, но вот о воде, которая состоит из таких вот многочисленных капелек нам может рассказать музыка, живопись и поэзия.
Взгляните на глобус, который в точности повторяет Землю, где мы с вами живем.
Больше всего на нем голубой краски, а голубым цветом на картах изображают воду. Вода и жизнь всегда рядом.
Там где есть вода, там есть и жизнь. Как вы думаете, почему? (Потому, что без воды погибло бы все живое).
-Скажите, а в каких состояниях бывает вода? (В твердом, жидком, газообразном, в виде осадков). Как вы думаете, можем ли мы услышать звуки, издаваемые водой?
-Сегодня, мы поговорим о тех музыкальных произведениях, которые передают движение и характер воды. Ведь водный мир такой необычный, и музыка может передавать все ее изменения. А где мы можем увидеть воду? (В морях, океанах, реке, ручейке, и т.д.)
-Мы с вами говорили о том, что вода бывает и в виде осадков. А какие это осадки?
(Снег, дождь, град). А всегда ли дождь бывает одинаковым? Да, в жизни дождь бывает разным. Иногда он бывает бесконечным, грустным, серым. Его капельки-слезки целый день стучат в окно, навевая печаль. А бывает дождик и совсем другим. Давайте послушаем произведение Г.Свиридова «Дождик».
Слушание: «Дождик» Г.Свиридова
М.Р. Каким, показался вам дождик? (ответы детей).
-Да, в музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик. Его капельки переливаются и быстро несутся, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Вы слышали, как в середине произведения этот дождик нарастал, потом стал стихать и внезапно прекратился совсем. Слышали, какую волшебную картину нарисовала музыка: дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал все вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался. Как вы думаете, в какое время года шел такой дождик? (Летом). В народе такой дождь называют «слепым».
Послушайте стихотворение С.Попова о дождике.
Кто выдумал, что дождик плачет?
Нет, он не плачет, он поёт!
Смеясь, поёт о том, что начат
Весенних дел круговорот.
Что лес надумал пробуждаться,
Что влагою полны снега
И что хотят освобождаться
От льдов речные берега...
Кто выдумал, что дождик плачет?
Нет, он не плачет, к нам придя.
Кто это выдумал - тот, значит,
Не понял сущности дождя.
Но тот, кто чутко разумеет
Язык природы, - тот поймёт,
Что дождик плакать не умеет -
Что он поёт, всегда поёт!
Закройте на секунду глаза ладонями, и представьте, как бежит по камешкам ручеек или маленькая, веселая речка. Представили? Тогда ответьте мне, какой будет музыка, рассказывающая о такой воде? (Звонкая, негромкая).
Давайте, послушаем пьесу «Лесной ручей» А.Аренского.
Слушание: «Лесной ручей» А.Аренского
В этой музыке слышатся милые, приветливые, журчащие, искрящиеся звуки ручейка. Можно сказать, что он спел свою песенку? А о чем эта песенка?
Давайте, рассмотрим репродукции картин в нашей картинной галерее. Где тот ручеек, о котором только что рассказала нам музыка? (Дети выбирают репродукции).
Возможно, этот ручеек взял свое начало с маленького родничка. Послушайте
стихотворение И.Бунина о роднике.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге, под горой
Бьет из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А вот еще пример: наверное, все вы видели когда-нибудь море. А возможно, кто-то из вас отдыхал на море.
Скажите, какое оно, это море? Всегда ли море бывает спокойным или нет? Послушайте стихотворение:
Есть у моря свои законы.
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке.
То задумчивым - светло-синим
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
В этом стихотворении поэт передает спокойное движение воды. Теперь, послушаем то же самое безмятежное состояние моря в музыке. Сейчас мы послушаем фрагмент произведения П.И.Чайковского из его знаменитого балета «Лебединое озеро».
Слушание: «Сцена» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
М.Р. Какой была музыка в этом произведении? Что вы услышали? А теперь, посмотрите, как удалось художнику изобразить ночное море. Какими красками насытил он свою картину? (Ответы детей).
Занятие 3 «Вьюжная сказка»
Занятие начинается со стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет.
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро»,
Дети высказываются о характере музыки. (Музыка звучит то встревожено, неприветливо, то смятенно, жалобно).
Музыкальный руководитель интересуется у детей, куда могли они попасть? Дети фантазируют, предполагают, что они оказались в лесу или в поле во время вьюги.
-Что-то холодом повеяло, да это же промчалась сама Снежная королева. Хотите полететь вслед за ней? Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова.
Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и происходит волшебство! Вслед за Снежной королевой дети отправляются в ее снежное, ледяное царство. Педагог читает стихотворение «Песня» И. Никитина.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода,
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом Принакрылась,
Не видать и следу.
Поднялася пыль да вьюга,
Не осталось свету.
Дети под музыку «Дед Мороз» Р. Шумана (средняя часть) имитируют движениями рук бурю. Музыка смолкает. «Вот мы и у Снежной королевы: снимите свои шапки-невидимки и ступайте неслышно, потому что здесь снег всегда скрипит от сильного мороза.
Снежная королева заснула... Тише! Тише! Слышите? Откуда-то слышится перезвон.
Звучит пьеса «Колокольчики звенят» В. А. Моцарта.
У кого в королевстве Снежной королевы мог быть такой голосок?»
Дети описывают услышанный голосок: сказочный, легкий, хрустальный, волшебный, необыкновенный, звонкий, стеклянный, холодный. Дети догадываются, что это могли быть снежинки — слуги Снежной королевы: снежинки так разговаривают, касаясь, друг друга хрустальными лучиками.
Дидактическое упражнение «Что звучит»
Детям предлагается выбрать из поочередно звучащих различных музыкальных инструментов тот, который похож на голосок хрустальных снежинок; воспитатель предлагается рассмотреть снежинки, расположенные на темном фоне материала. Снежинки разные: округлой формы, лохматые, с острыми лучиками и т. д.
Но вот разлилась вокруг удивительная музыка, снежинки закружились в хороводе. Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Дети кружатся в танце, как снежинки. Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать на зеркале белой гуашью (пальчиковая живопись) отражение разных, непохожих друг на друга снежинок. Затем дети (по желанию) пробуют нарисовать снежинки на тонированной бумаге.
Конспект НОД «В стране Музыкальных звуков» (старшая группа) (из опыта работы музыкального руководителя Анисимовой О.А)
Цель
- Формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте
- Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах
- Воспитывать любовь к музыке.
Ход занятия
Музыкальный руководитель
Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
И другой!
А теперь мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь!
И садитесь!
Музыкальный руководитель
Ребята, что мы сейчас делали?
Дети
Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель
Как можно назвать такие звуки?
Дети
Шумы.
Музыкальный руководитель
Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.
Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)
Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.
Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)
Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, что сейчас вы слышите?
Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это тоже звуки, но какие? Шумовые?
(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Давайте повторим: какие бывают звуки.
Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель
А сейчас проведем небольшую викторину.
разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным.
(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)
А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?
Дети
По голосу.
Игра «Узнай по голосу» (сб. «Музыка в детском саду» вып.3)
Музыкальный руководитель
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.
Кто такой композитор?
Кто такой музыкант?
Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей)
Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!
А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.
Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)
Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.
Веселые крючочки
На линейках сидят
На линейках сидят
Песни петь велят? (ноты)
Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)
Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.
Дети рассказывают о нотах, и располагаю их на нотном стане
Нота «до»
«До» бежит домой по дорожке,
«До» добралась до ворот
Вверх по лесенке идет.
Нота «ре»
Нотка спряталась в норе,
Под первой линеечкой
Нота «ми»
На линейке первой – «ми»!
Музыканты знают это!
Вот теперь и ты пойми:
Нот других со мною нету!
Нота «фа»
«Фа» - в лесу кричит сова!
Нота «соль»
На второй линейке – я,
Нотой «соль» зовут меня.
Нота «ля»
«Ля» - запела вся земля!
Нота «си»
Нота «си»! Я – тоньше всех,
Вот и забралась наверх.
Я живу над «ми» и «соль»,
Третья линеечка – адрес мой!
На пяти линейках
Весело и дружно
Ноты все живут.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!
Дети поют гамму
Вот теперь все нотки в сборе,
Значит, петь сумеем вскоре!
По лесенке - чудесенке.
Так легко вверх, вниз шагать
Ноты нужно изучать,
Чтобы спеть нам песенку!
Песня «Начинаем хоровод» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
Музыкальный руководитель
Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.
Покажите, какие вы веселые и дружные.
Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.
Игра «Музыкальное лото»
Сказка «Курочка Ряба» дети озвучивают сказку автор Т.Э.Тютюнникова
Музыкальный руководитель
Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?
Давайте споем песню о Родине, о родном крае, где вы родились.
Песня «Что зовем Родиной» (журнал «Колокольчик»№25 2002г.)
Музыкальный руководитель
Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!
Под музыку дети уходят из зала.
Используемая литература
Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»
Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г.
Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.
Методика обучения пению детей старшего дошкольного возраста
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребёнок – дошкольник не просто познаёт язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
В результате систематической работы с детьми младшей и средней групп, направленной на реализацию программных требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определённый фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Однако уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы ещё очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3 – 4 звуков, но есть ещё и те, кто поёт монотонно, низко или высоко.
Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни – упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К.Колосовой, Н.Я.Френкель, Н.А.Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е.Теличеевой, В.Карасёвой, народных песен – попевок.
На занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально – слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду – детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем – детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринуждённо. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребёнка проверяют путём пения по музыкальным фразам («цепочкой»). Кроме того, этот приём способствует формированию у детей правильного дыхания. Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного её восприятия, т. е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, её характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию.
На первых занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить её с голоса взрослого. Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии следует уделять трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком – либо звуке) и т. д. Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Так как обучение игре на музыкальных инструментах проводится индивидуально или с небольшими подгруппами детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребёнка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые песни. Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребёнка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни.
Кроме того, игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребёнок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.
Тема методической разработки: «Экскурсия по улицам города»
Сценарий праздничного развлечения с участием родителей к Дню города для старших дошкольников «Экскурсия по улицам города»
- Обогащать знания детей о названии улиц и достопримечательностях родного города
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности
- Воспитывать чувство любви и гордости к малой Родине, родному городу
- Формировать представления детей о доме, городе, его культуре и традициях.
- Рассматривание иллюстраций, альбома о родном городе
- Беседы с детьми: где они бывали и что знают о городе
- Заучивание стихотворений, пословиц о любви к Родине, чтение рассказов о родной стороне, разучивание песен: "Самара - город мой"(авт. неизвестен)
- Рисование рисунков совместно с родителями на тему "Мой город Самара".
- Русалочьи сказки
- Сорочьи сказки
- Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
- Прожорливый башмак
- Дочь колдуна и заколдованный королевич
Сказка импровизация «Репка»
Список литература
- Достопримечательности Самары. http://tonkosti.ru/ [Электронный ресурс]
- Липатова А. М. Самарских улиц имена. – Самара: ОАО Издательство «Самарский Дом Печати», 2008. – 285с
- http://www.stihi.ru/2007/10/26/1916
- ШорыгинаТ.А., Наша Родина- Россия, М.2013
- Александрова Е.Ю и др., Система патриотического воспитания в ДОУ, Волгоград, 2007.
Сценарий экологической сказки «Приключения Экотопика» с использованием ЭОР (развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
- Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, как одного из компонентов экологической культуры
- Создавать условия для формирования активной нравственно-экологической позиции по отношению к окружающему миру.
- Экотопик
- Гусеница - 5 дев. ст.гр.
- Паучок - 1
- Рыбка
- Лягушонок
- Бабочки - 3 дев. ср.гр.
- Река - 2 мал. ст.гр.
- Ведущий (Воспитатель)
Кадр 1. "День земли"
Кадр 2 и 3. «Росинка на зелёной травке», "Экотопик"
Кадр 4. «Встреча с гусеницей»
Кадр 5. «Встреча Экотопика с Паучком»
Кадр 6. «Мусор»
Кадр 7 и 8. "Горящий мусор"
Кадр 9. «Встреча Экотопика с Рыбкой»
Кадр 10. "Разноцветное пятно"
Кадр 11. «Экотопик плывёт по реке»
Кадр 12. «Встреча Экотопика с Лягушонком».
Кадр 13. «Встреча Экотопика с Бабочкой»
Кадр 14. "Флаг земли"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке с детьми старшей группы на тему «Танцы игрушек»
Цель: развитие музыкально-двигательных способностей
Задачи
- Формировать представление о музыкальном ритме
- Развивать чувство ритма, память, интонацию, певческие навыки
- Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию
- Формировать активность, самостоятельность, творческую инициативу
Формы и методы: игровые мотивации, прослушивание, элементы гимнастики и пантомимы, музыкальные и танцевальные импровизации.
Оборудование: домик с куклами, костюм и палочка Феи, игрушки.
Предварительная работа
- Разучивание игр и упражнений «Прощаться – здороваться», «Зоопарк», «Эхо», «Болото» и др.
- Пальчиковая гимнастика
- Разыгрывание этюдов «Мы веселые Петрушки», «Силачи», «Прогулка» и др.
- Инсценировка песен «Как у наших у ворот»(русская народная), «Как лечили бегемота» (Н. Елисеев)
- Знакомство с песней «Игрушки заводные» (Л. Сидельников)
Логика образовательной деятельности
Дети под музыку заходят в зал, садятся.
Муз.рукоодитель, обращает внимание детей на домик с игрушками, и говорит: игрушки без вас скучали и очень ждали этой встречи. Они хотят поиграть с вами. И знаете, что придумали игрушки? Они решили поменяться с вами местами, т.е. предлагают вам превратиться в игрушки и научить их петь и танцевать. Но как же мы это сделаем?... Кажется, я знаю. Мы пригласим добрую Фею – она нам поможет.
Звучит музыка, заходит, танцуя, Фея.
Муз.руководитель: Дорогая Фея, наши игрушки заскучали, и мы хотим их развеселить. Помоги нам, преврати наших детей в игрушки.
Фея (взмахивая волшебной палочкой):
Вправо, влево повернись
И в игрушки превратись!
А теперь я вас покину, но оставлю свою волшебную палочку – она помоет вам снова превратиться в детей (отдает палочку воспитателю). Самое главное – вам поможет музыка, вы должны ее внимательно слушать, выразительно петь и красиво танцевать, и у вас все получится. Желаю вам удачи. До свидания!
Звучит музыка, Фея танцуя, исчезает.
Воспитатель: сейчас мы проверим, настоящая ли эта палочка. (Подходит к игрушечным солдатикам, взмахивает палочкой, затем подходит к детям, еще раз взмахивает, звучит музыка «Марш оловянных солдатиков» П.И. Чайковского.)
Муз.руководитель: ребята, мы знаем эту пьесу. Как она называется? (Ответы детей). Представьте, что вы солдатики, - как это изобразите?
- Упражнение «Солдатики»: дети шагают, печатая шаг, руки прямые, прижаты к туловищу
- «Ванька-Встанька»: упражнения для развития координации
- Песня «Дед Мороз» (с использованием фонограммы)
Дети поют песню, сопровождая исполнение образными движениями и жестами. - Музыкальная дидактическая игра «Спрячь мелодию» (игра предназначена для развития внутреннего слуха без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат, для развития внутренней речи, а также ритмической пульсации.
- Пантомима. Дети по очереди (используя волшебную палочку) изображают различные игрушки – другие должны разгадать, ко изображён в пантомиме. Например: лошадка, мишка, пингвин др.
- Разучивание шага польки с поговоркой:
На рассвете, ранним утром,
Зайки вышли поскакать,
Скок – пробежка, скок – пробежка,
Будем польку танцевать! - Танец-импровизация с игрушками (под фонограмму песни В. Шаинского «Ожившая кукла»)
- «Покорми Бобика» (упражнение на релаксацию, для развития речевых и мимических движений, а также с целью переключить внимание детей на другой вид деятельности, успокоить их)
Воспитатель:
- Дадим ему мясо
- Дали ему перец
- Дадим ему лимон
- Дадим ему молоко
Дети изображают:
- радость
- недовольство
- отвращенье
- радость (лакают, облизываются и тд.)
Муз.руководитель: Ну вот, ребята, кажется, все игрушки довольны остались, теперь вы можете опять превратиться в ребятишек (взмахивает палочкой):
Вправо-влево повернись,
В ребятишек превратись.
Рефлексия
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке на тему: «Волшебная сила искусства»
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства.
Задачи
- Развивать представления о воздействие музыки на чувства и настроение человека
- Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости при слушании музыки, умения отображать ее характер выдвижениях
- Стимулировать творческие проявления в музыкальной и театрализованной деятельности через инсценирование песни и озвучивание стихотворения музыкальными инструментами
- Формировать у детей чувство метроритмической пульсации
Предварительная работа
- Знакомство с шумовыми детскими музыкальными инструментами
- Прослушивание классической и современной музыки: Г. Свиридов «Парень с гармошкой», «Колыбельная песня»; Д. Кабалевский «Клоуны», «Вальс»; Н. Леви «Маленький вальс»; Д. Шостакович «Марш» и др.
- Рассматривание иллюстраций
- Разучивание песен
- Чтение стихов А.Пушкина, С. Есенина
Логика образовательной деятельности
Муз.руководитель: Сегодня мы поговорим о чувствах, которые переполняют нас, когда мы поем, слушаем музыку, рисуем, читаем стихи, т.е. погружаемся в мир искусства. Вы уже знаете, что музыка бывает разная: веселая и грустная, она определенные чувства, настроения (мажор, минор). Давайте вспомним наш новогодний утренник. Какое у вас было настроение, когда вы вошли в зал и вдруг увидели, что там нет елки? Но стоило нам спеть веселую песню, как нашелся посох Деда Мороза, а потом и он сам пришел к нам на праздник, и всем было весело. А как называется эта песня? Давайте ее споем. (Поют песню «Начинаем карнавал» Н.Лукониной). А следом за новогодним утренником мы отмечем еще один большой праздник. Какой? В этот день мы поздравляем друг друга с рождеством, желали друг другу счастья и здоровья. (Исполняется английская народная песенка «Веселое Рождество»).
Прослушивание музыки на стихи С. Есенина «Пороша». (муз.руководитель вместе с детьми подбирает шумовые инструменты к строчкам стихов). Потом дети сравнивают свои впечатления.
Пьеса для хорошего настроения (пьеса Г. Свиридова). Вопросы для детей: К какому жанру можно ее отнести? Как звучит эта музыка? Какое настроение она у вас вызывает?
Неожиданно заходит Карандаш, очень грустный (настроение минорное).
С помощью волшебной силы искусства дети с муз.руководителем поднимают настроение карандашу (делают ему настроение мажорным). Дети рисуют под музыку новогоднюю картину для карандаша по «Вальс» Г. Свиридова.
Упражнение «Музыкальный квадрат». Карандаш анализирует работу детей, хвалит, любуется картиной.
Муз.руководитель: А знаешь, Карандаш, волшебная сила музыки может не только поднять настроение, и даже вылечить больного, исцелить его. Наши дети знают об этом песню. Она так и называется: «Как лечили бегемота» (автор Н. Елисеев).
Дети распределяют роли, инсценируют песню. Карандаш благодарит детей, угощает их, прикрепляют картину.
Рефлексия
Сценарий праздника, посвященного Дню перелета птиц для детей старшего дошкольного возраста «Сороки»
Зал оформлен в русском народном стиле. Одна половина зала – «Горенка», вторая – «Двор».
Ведущая: Ребята к нам в группу пришло письмо. Послушайте: «Кто бросил мне в окошко, посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, пролетая, обронил? Может, кто письмо, как мышку, а окошко заманил?» знаете от кого это письмо? Прислала его бабушка Никанориха-затейница, веселушка. Она приглашает нас к себе в гости. Пойдем? И пойдем мы к ней весело, с песней.
Дети хором поют фольклорную песню-веснянку.
Ведущая: Вот мы и пришли. Здравствуй, бабушка Никанориха!
Дети с поклоном здороваются.
Никанориха: Здравствуйте, гости дорогие. Как в народе говорится, «добрый гость всегда в пору», «много гостей – много новостей». Заходите в горницу, рассаживайтесь по лавкам. Зимой-то я в горенке, а весной – на завалинке. Посиживаю – сижу, на народ гляжу. Все запоминаю и в корзиночку собираю (берет корзинку). Есть у меня тут загадка для вас: «Была белая, да седая. Пришла зеленая, молодая» (Зима, весна). Молодцы, угадали. А знаете ли вы, какой месяц нынче? (Март). А может, кто интересное что-то знает о марте? Я бы это интересное в свою корзину положила.
Дети:
Март – не весна, а предвесенье.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В марте день с ночью равняется.
Зима весну пугает, а сама тает.
Никанориха: А не спеть ли нам песню о том, что зима уходит, а весна красная приходит?
Дети исполняют песню-хоровод «Вот уж зимушка проходит» с использованием музыкальных инструментов.
Никанориха: А теперь мою историю послушайте, ребятки. У русских людей издавна существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. День этот считается праздничным, а праздник называется – Сороки. «Сорок сороков птиц на Сороки прилетели», - говаривали в старину. Попробуйте это быстро сказать – будет скороговорка. А кто из вас знает скороговорки о птицах?
Дети:
«Летят три пичужки через три пустые избушки»
«Перепелка перепелят прятала о ребят»
«Три сороки тараторки тараторили на горке
«Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, е сорясь, строчат»
Давайте устроим веселый праздник с песнями, хороводами, угощеньями и плясками.
Хоровод «Веснянка»
Жаворонушки, перелётушки,
Прилетайте к нам! Гу!
Есну ясную, весну красную
Принесите нам! Гу!
С сохой, с бороной
И с лошадкой вороной! Гу!
С пряльцем и донцем,
С новым воротенцем! Гу!
Зима недсела,
Хлеб весь поела! Гу!
Ручки познобила,
Скотинку поморила! Гу!
Игра-хоровод «Воробей»
Нынче гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки. Акуля, ты прядешь?
Пряду, пряду, бабушка Никанориха!
А мы ей поможем! Где песня льется, там легче живется и работается.
Песня-хоровод «Пряльца»
Птичка, птичка
Вот тебе водичка
Вот тебе и крошки
На моей ладошке
Солнышко, ядрышко
Высвети, выгляни
Воробьи, чирикайте
Весну-красну кликайте
Ты-латы, ты-латы
С высоты, с высоты,
То-то-та, то-то-та
И сюда и туда.
Подвижные игры: прыжки через пеньки, «Родничок», «Лапоток с ноготок».
Кукольный спектакль «Как лес обиделся». Занавес.
Звучат голоса птиц в грамзаписи, из-за ширмы появляется солнышко.
Никанориха: Ну, спасибо, гости дорогие. Порадовали вы меня. И я вам приготовила настоящее весеннее угощение.
Вручает поднос с испеченными из теста птицами. Дети благодарят, прощаются и уходят.