МБДОУ «Детский сад №153», +7 (846) 243-90-55, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, д. 51     

Консультация педагога-психолога

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у дошкольников»

Подготовила материал педагог-психолог
Трофимова Ирина Валентиновна

ТолерантностьОбщество сегодня становится все более открытым и пестрым. На работе и учебе, на улице и в сети, даже в семье нас окружают очень разные люди. Однако другая национальность и вера, особенности внешности и особые потребности здоровья не должны мешать нам общаться. Все люди — разные, и это нормально. Чем раньше дети усвоят эту истину, тем проще им будет жить в современном мире.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у детей начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, а продолжается на протяжении всей жизни.

Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.

На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность — это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов».

Объяснение слова «толерантность» в разных языках.

В испанском языке — способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском — готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность

Как научить принимать чужие особенности?

Познай себя

В дошкольном возрасте у детей развивается самосознание и самоуважение. Чаще спрашивайте ребенка о том, что он делает, чего хочет, что собирается делать и почему поступил так а не иначе в конкретной ситуации. Простые вопросы взрослого помогут ребенку взглянуть на себя со стороны, научат его справляться с переживаниями, уважать себя и других.

Кто есть кто в семье?

Вечером или в выходной, когда все в сборе, обратите внимание ребенка на то, что семья состоит из людей разного пола и возраста. Опишите различные чувства, желания и поступки мамы и папы, братьев и сестер, дедушек и бабушек. Ребенок научится лучше понимать близких. В дальнейшем это поможет ему сформировать социальные компетентности и успешно общаться с людьми.

Скажи мне, кто твой друг!

Попросите ребенка рассказать, какие ребята есть в его группе или классе. Уточните, чем именно они отличаются друг от друга. Спросите, с кем он общается близко, а с кем так и не смог подружиться. Почему? Что чаще всего происходит перед ссорой? Например, дети не хотят принимать кого-то в игру потому, что мальчик очень активный, а другие тоже хотят проявить себя. Обсуждая конфликтные ситуации, постарайтесь показать разные варианты решения проблем.

Игры и игрушки в помощь

Любые игры — подвижные, настольные, сюжетные — развивают принятие интересов других людей. Но только при условии, если взрослый в ходе игры обращает внимание на переживания ребенка, который выиграл или проиграл. Именно в игре дети познают значение единых правил, в игре формируется чувствительность к нуждам другого человека, навыки сотрудничества и опыт совместного решения проблем.

Сыграем в различия

Во время обычных домашних занятий полезно выполнить простое упражнение «Назови различие и сходство». Нужно попросить ребенка назвать сначала различные, потом одинаковые черты с кем, кто находится рядом. Например, расхождения: «У тебя синее платье, у меня — зеленое. У тебя глаза серые, у меня — голубые». А затем сходства: «Ты в платье, и на мне платье. У тебя темные волосы, и у меня тоже». Можно также поиграть в игру «Конкурс хвастунов»: выигрывает тот, кто лучше всех похвалит другого.

Упражняйтесь на прогулке

Когда гуляете вместе с ребенком, обратите его внимание на людей вокруг, попросите описать их. Можно поиграть в игру «Угадай-ка» и попробовать догадаться о настроении прохожих и их желаниях в настоящий момент. Обратите внимание на сходства и различия во внешности мужчин и женщин на улице. Обсудите нормы уважительного общения и доброжелательного отношения друг к другу незнакомых людей.

Читайте о разных героях

Чтение и обсуждение художественных произведений необходимо детям для развития представлений о бесконечном множестве характеров. Причем важно не только содержание книги, но и оценка взрослого. Для воспитания толерантности подойдут любые поучительные истории. Можно читать рассказ «Цветик-Семицветик», сказку «Гадкий утенок» или цикл произведений Туве Янссон о Мумми-троллях. Не забудьте обязательно обсудить с ребенком прочитанное.

Смотрите мультфильмы вместе

Мультфильмы тоже крайне важны. Их стоит посмотреть вместе с ребенком и затем обсуждать характеры и поступки героев. Например, в каждой серии российского сериала «Зебра в клеточку», специально созданного для раннего воспитания толерантности, есть конфликтная ситуация на почве различий. Но герои находят способ ее преодолеть, причем очень весело с песнями и танцами. Сериал поможет ребенку принять «непохожесть» окружающих как посыл к изучению мира во всем его многообразии.

Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями

Подготовила материал педагог-психолог
Трофимова Ирина Валентиновна

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.

Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек — родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера.

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяет совокупность детских черт в старшем дошкольном возрасте, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители, часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверх заботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

В работах Е.О. Смирновой и М.В. Быковой раскрывается сущность родительского отношения к ребёнку дошкольного возраста. Так, ими отмечено, что родители пятилетних детей настроены на признание их интересов, специфически детских видов деятельности, поддержание инициативности ребенка. Об этом свидетельствуют ярко выраженное личностное начало в родительском отношении, ориентация на развитие воли ребенка и гибкий, ситуативный стиль взаимодействия с ним. Вместе с тем этот возраст — период подготовки ребенка к школе, что отражается в повышенной значимости интеллектуального развития. Противоречие между повышенной значимостью творческого самовыражения ребенка и ориентацией на его умственное развитие как главное условие будущих успехов в школе, составляет главную оппозицию личностного и предметного начала в отношении родителей к детям дошкольного возраста.

Исследования Т. Радке показали, что дошкольники из семей с ограничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников.

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию, как отметил Э. Харт усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его уже в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны устанавливать большую социальную дистанцию с людьми и формировать ролевые, а не межличностные отношения.

Анализ литературы позволил выделить следующие особенности личности родителей, патогенно влияющих на развитие личности ребёнка.

Дезинтеграция личности родителей. Внутренняя конфликтность, низкая степень самопринятия, невротическая структура личности, проявляющаяся, прежде всего в сфере самовосприятия, чувство вины, беспокойство, повышенная тревожность являются показателями дезинтеграции личности, отсутствия ее внутреннего единства. Подобный кризис личностного развития часто не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным реагированием. В качестве источника реагирования нервного напряжения для матери выступает ребенок. Родители могут проецировать собственные качества на ребенка (это могут быть агрессивность, негативизм, протестные реакции) и строить воспитание по типу эмоционального отвержения, не признавая наличия в самом себе этих отвергаемых качеств

Е.В. Самсонова описала «семью-театр», где ребенок вовлекается в семейные игры. Родительское отношение также «театрально», демонстративно, как «на сцене», — при посторонних демонстрируется любовь и забота, а «за кулисами» ребенок часто не нужен и контакт с ним может приобрести форму удовлетворения его особых материальных запросов.

Созданию «семьи-санатория» способствует один из супругов, который имеет трудности в контактах с окружающими. Он создает специфический барьер на пути приобретения семьей нового опыта. Такая защита порождает

определенный стиль отношений к детям. Если семья превращается в санаторий для матери (роль «больной»), то дети играют роль «медперсонала для больной». Они лишены материнской любви, рано привлекаются к выполнению домашней работы, становятся излишне тревожными. Мать постоянно подчеркивает свое недомогание, занята исключительно собой, чтобы удержать ребенка в семье, мелочно опекает его, жестко контролирует, чрезмерно защищает его от реальных и мнимых опасностей, дискредитирует внесемейные ценности и друзей ребёнка.

Низкий уровень самоконтроля в аффективной сфере родителей, проявляется, когда у некоторых матерей трудности в родительских отношениях вызваны нарушением самоконтроля. По данным, полученным А.И. Захаровым, матери детей, страдающих неврозами, эмоционально нестабильны, взвинчены, нетерпеливы, они недостаточно жизнерадостны, часто у них отмечается плохое настроение. Матери с низким уровнем самоконтроля для снятия нервного напряжения используют конфликт с ребёнком. Причем снятие напряжения может происходить или экспрессивно (крик, физическое наказание сразу после конфликта), или импрессивно — путём внутреннего переживания, когда напряжение длительно воздействует на ребенка.

Негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень родительской рефлексии. Низкий уровень родительской рефлексии не позволяет адекватно оценить ситуацию и действовать с учетом возрастных и личностных черт ребенка. Родители в силу характерологических особенностей реализуют в конфликтной ситуации один и тот же сценарий. Нередко такие родители обращаются с ребёнком по принципу «двойной связи». Так, родитель дает указания ребенку что-то делать или не делать под страхом наказания. Одновременно от родителя поступает второе указание на другом коммуникативном уровне, по смыслу противоположное первому. Например, ребенку объясняют, что очень важно выражать свои чувства открыто и искренно. Одновременно с этим родители демонстративно показывают, что «милые люди» ведут себя сдержанно, никогда не сердятся.

Ребенок в этом случае дезориентирован, такое поведение родителей вызывает у него панику. Он полон тревоги, так как не понимает источника такой путаницы, постоянно ожидает наказания, осуждения. В конце концов ребенок аутизируется, происходит снижение его контактности с окружающими.

Отсутствие гибкости суждений наблюдается у излишне принципиальных, сверхрациональных, требовательных родителей. У матерей, дети которых больны неврозами, ситуативность сочетается с подозрительностью, нетерпимостью, упрямством, ригидностью мышления, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле и в общении с окружающими людьми, хронические межличностные конфликты. Таких матерей отличает большая робость, осторожность в контактах с людьми.

Любое нарушение детско-родительских отношений обусловлено тем, что точкой отсчета в диаде «родитель— ребенок» является, прежде всего, сам родитель. Комплексы, особенности, желания родителя первичны и определяют его поведение. Даже воспитание ребенка по типу «кумир семьи» может быть обусловлено не реализованной в детстве потребностью родителя во внимании. Здесь могут действовать, по крайней мере, две формулы поведения родителей; «У меня не было — у ребенка будет», «Даю себя в обмен на тебя». Неблагоприятные последствия, к которым может привести данный тип воспитания, родителями не учитываются.

Говорить о гипопротекции — значит говорить о наивысшей форме эгоистического отношения к воспитанию детей. При данном типе воспитания реализуются только родительские интересы. Центрация на себе, на своих собственных проблемах, часто неосознанная, мешает формированию правильного родительского отношения. Однако отдельная личностная характеристика не определяет какого-то конкретного стиля родительского отношения: в одном случае родитель может открыто демонстрировать эмоциональное отвержение ребенка, который не соответствует идеальному родительскому образцу, в другом — сработает механизм защиты и эмоциональное отвержение обернется гиперопекой или гиперпротекцией.

Внутренняя потребность ребёнка общения с родителями проявляется в том, что дошкольник в своем поведении среди сверстников копирует движения, поведение, ценностные оценки и формы сознания, свойственные его родителям. Ребенок подражает данной модели поведения и тем самым воспроизводит образ родителей. Такое подражание часто называют отождествлением — ребенок как бы воссоздает в себе образ родителей.

Конфликтность ребёнка с родителями имеет возрастные особенности. Так, у дошкольника наиболее частым содержанием межличностных конфликтов со взрослым становится сниженная самооценка, блокирующая его активность. А также причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть кризисы нормального развития трех и семи лет; неадекватный тип воспитания в семье. Ребенок ожидает от взрослых признания своей независимости, самостоятельности, хочет, чтобы его мнения спросили, посоветовались с ним. Поведение определяется не только отношением к взрослому, но и к себе.

Среди причин непонимания родителями своих детей можно назвать неумение выделить мотивы поведения. В семьях, где взрослые примут требования детской самостоятельности, ребенок выйдет из кризиса обогащенным, он будет по-новому сравнивать себя с другими людьми, испытает удовлетворение от нового, прекрасного чувства «Я сам». Но если реакция взрослых сосредоточена на том, чтобы «сломать» детское упрямство, силовыми приемами «прекратить капризы раз и навсегда», неизбежно возникнут приемы психологической защиты. Ребёнок научится скрывать свои чувства, сумеет, как бы притуплять переживания по поводу отрицательных оценок старших, перестанет «слышать» замечания и укоры. Вместо открытости будут проявляться замкнутость, угрюмость. Поэтому, когда родители считают ребенка упрямым, это есть проявление чувства собственного достоинства; родители думают, что он не хочет, а он не может или не умеет и не хочет по каким-то причинам признаться в этом.

Американский психолог Р. Дрейкурс выделяет четыре наиболее существенные причины нарушения дисциплины: ребенок хочет обратить на себя внимание; не хочет подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними; мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен; демонстративно показывает, что он ни на что не способен и пусть его оставят в покое.

Если у мамы сложилась установка на своего ребенка как на болезненное, нуждающееся в постоянной и неусыпной заботе существо, она будет формировать в нем изнеженность, мнительность, боязливость.

Одна из самых распространенных причин детской тревоги — чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающих способностей ребенка, уровня его притязаний, направленности интересов. У детей имеются представления о том, какие формы поведения ожидают от них близкие люди, какова будет реакция на обычные или необычные поступки, чего можно ожидать от самих взрослых по отношению к себе — одобрения или же, наоборот, порицания, недовольства, наказания. В семьях со строгими, холодными отношениями, где мало уделяется внимания личностному общению, при котором между ребенком и взрослым возникает тесный двусторонний контакт, дети проявляют тревожные или неопределенные ожидания.

Выделяют уверенно-оптимистические ожидания ребенка как переживание им возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых и тревожно-пессимистические, которые связаны с чувством незащищенности, страха в связи с прогнозируемым им отрицательным отношением взрослого. Личностные ожидания — это результат общения взрослых и детей в семье. Отрицательные тревожно-пессимистические ожидания ребенка представляют собой серьезный «психологический барьер» между взрослыми и детьми, они могут спровоцировать упрямство, нежелание подчиниться требованиям взрослых, неуверенность, и тревожность. Такого рода ожидания появляются у ребенка вследствие частых размолвок родителей или недооценки ими личностного общения с ребенком, при котором он был бы объектом доброжелательного и в то же время требовательного оценочного отношения.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении с взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание .

Б.Г. Ананьев выделял в генезе самосознания формирование самооценки . Адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью родителей, а также воспитателей в связи с выполнением правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурство, занятия). Следует заметить, что влияние оценок родителей на самооценку дошкольника зависит от понимания ребенком компетентности матери и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений в семье. Дети принимают и усваивают оценки того родителя, который для них является значимым лицом и носителем эталонов поведения.

Старший дошкольник по-прежнему нуждается в поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует оценка не конкретных умений, а его личности в целом. В 6-7 лет ребёнку важно понять сущность требований взрослого и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение ребёнка. Знания о себе и своей состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том же качеств.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно — то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.

Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания.

Сообщения психолога

Родительская любовь

Дети — это заботы, трудности, крик, шум, бардак. Но когда подходишь к ним спящим, поправляешь одеялко, целуешь в носик, щёчки, и понимаешь, что это самое большое счастье в жизни!

  • Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами — они должны быть просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас их привычек и выходок.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно требовательным родителям всегда надо больше, чем ребёнок может.
  • Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим!
  • Для ребёнка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребёнка — достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы — ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребёнок болен, устал, когда ему грустно.
  • Важно не количество времени, проведённое с ребёнком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребёнок хочет, вслушаться в его слова.

Чтобы ребёнок вас слушался!

(советы А. С. Макаренко)

Дети всего внимательнее слушают тогда,
когда говорят не с ними.
Элеанора Рузвельт

Чтобы ребёнок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
  2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.
  4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
  5. Там, где вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения Ваших требований.

Что делать, если ребёнок упрямится?

  1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребёнком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребёнку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Частые истерики у ребенка!

Что делать?

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек

Необходимо:

  1. Дать возможность ребёнку играть вне дома, где вы можете не следить за ним строго.
  2. Иметь дома предметы, которые ребёнок может толкать, носить, то есть, с которыми он может обращаться достаточно бесцеремонно.
  3. Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
  4. Реже запрещать ребёнку «Всё не трогать».
  5. Не просить его, например, подойти надеть рубашку, а просто надеть ее на него.
  6. Не прерывать бесцеремонно игру ребёнка.
  7. Укладывать ребёнка спать в одно и то же время.
  8. Смотреть ребёнку только определённые программы телевидения, а не все подряд.
  9. Приглашать в гости друзей только по определённым дням.

Как преодолеть капризы?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

  1. Нарушение режима дня
  2. Обилие новых впечатлений
  3. Плохое самочувствие во время болезни
  4. Переутомление (физическое и психическое)

Преодолеть капризы можно, если:

  1. Все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку
  2. Будут тверды: в позиции, дадут понять значение слова «нельзя»
  3. Научат ребёнка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели
  4. Будут развивать у ребёнка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

Как встретить Новый год с детьми?

Подготовила педагог-психолог Салеева Светлана Валерьевна
Ответ психолога на вопрос родителей.

Приближается Новый год. Самое время подумать о том, как встретить этот праздник, чтобы воспоминания о нём остались в памяти надолго, особенно у детей.

Дети — цветы нашей жизни, и статус родителей требует уделять именно им, детям, большую часть своего внимания.

Новый год, Рождество, Старый Новый год — они расположены так близко, много выходных, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными.

Новый год — это самый волшебный праздник в году, помимо елки и шампанского этот праздник вызывает у большинства взрослых самую настоящую детскую ностальгию — ожидание подарков, встречи с дедом Морозом и т. д. Подарите своим малышам незабываемое детство.

С самого маленького возраста начинается наше отношение к Новому году как к главной и волшебной ночи, остающееся на всю жизнь. Поэтому если в вашей семье есть маленький ребенок, вспомните свои детские ощущения и передайте их малышу.

1. Подготовка

Главную роль в формировании семейных традиций играет не столько сам праздник, сколько подготовка к нему. Увидев украшенные здания, елки с гирляндами, расскажите малышу о празднике, традициях, с ним связанных, сочините новогоднюю сказку.

Для малыша, которому уже исполнилось 3 года в последние 10 дней — неделю введите «календарь ожидания» праздника. Нужно в определенное время суток, например перед сном, отрывать вместе с ребенком листочек у отрывного календаря, обращая его внимание на то, как мало осталось листочков, а значит и дней до конца старого года, а значит и начала Нового. Дети дошкольники не вполне осознают ход времени и его длительность. И ваш «календарь ожидания» сможет им в этом помочь. Хороши также и самодельные календари, в которых можно по вечерам раскрашивать кружочки, или прорезать окошечки.

  • Для детей, которым больше 4- 5 лет нужно наполнить последние предновогодние дни спокойными предпраздничными приготовлениями. Можно вместе с малышом готовить подарки родственникам и друзьям и обязательно упаковывать вместе в нарядную бумагу. Дети постарше могут делать новогодние и рождественские открытки.
  • Можно также постепенно, в течение последних недель перед праздником украшать дом самодельными и покупными игрушками, рождественскими огоньками и фонариками. Рисовать на окошках картинки. К Новому году дом должен постепенно преобразиться, желательно при непосредственном участии ребенка.

Пусть у вас станет традицией перед Новым годом украшать дом, рисовать тематическую стенгазету с веселыми рисунками и пожеланиями. Малыш вполне может сказать вам о своем пожелании, Вы его красиво напишите, а он нарисует. Самый простой и эффектный вариант — превратить ваш дом в Вотчину Деда Мороза. Для этого достаточно обычный стул превратить в трон с помощью простыни или покрывала и украсить его блестками, мишурой, гирляндами. Возле него так торжественно звучат любые поздравления и стихи! Ваша столовая может стать трапезной зимнего гостя, лишь накройте стол красивой скатертью с новогодним декором и поставьте на него свечи, новогодние композиции из еловых или сосновых веток и блюда, напоминающие детям о друзьях Деда мороза. Даже стулья можно превратить в забавных зверюшек.

Пусть ваша елочка блестит яркими огоньками, а на стенах окажутся фигурки сказочных героев. Совместное творчество очень сплачивает и надолго запоминается.

  • Позаботьтесь о елке. Выберете пушистую елочку. Особенно серьезно отнеситесь к покупке электрической гирлянды: она должна отвечать самым строгим требованиям безопасности. И пусть малыш украшает елку вместе с вами.
  • 1.4. Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки, которые будут готовить сознание вашего ребенка к предстоящим праздникам.
  • 1.5. Еще одна хорошая затея — письма и открытки Деду Морозу, которые кладутся в морозильник, откуда дед их сам забирает. В это верят даже младшие школьники. А написание письма — хороший способ узнать самые заветные желания ребенка.
  • 1.6. Также можно придумать кулинарную традицию, например, только раз в году готовить печенье или пирог по особому рецепту. Печенье на нарядных ленточках можно повесить на елочку. Запах корицы и имбиря при этом у ребенка напрямую станет ассоциироваться с чем-то волшебным. Маленькие дети ведь очень чувствительны к запахам и тогда для малыша праздник приобретет еще и собственный запах.

2. Укладывать ли спать?

Вопрос, с какого возраста ребенок готов встречать Новый год, задают себе все родители. Но и ответ на него знают только они. До 2,5 лет малыш, как правило, не осознает, что это за праздник. И что встречать его нужно ночью, он тоже не понимает. Поэтому если у вас есть желание уложить ребенка до боя курантов и спокойно встретить Новый год в компании взрослых, смело так и делайте. Если же нет, это ваше право. Раз в году нарушить режим еще никому не вредило.

3. Где встречать?

3.1. Самый простой вариант для ваших детей — встретить праздник в тесном семейном кругу или с хорошо знакомыми гостями в виде бабушек и дедушек. Это может быть ваша квартира или квартира родителей.
Плюсы семейного Нового года огромны: во-первых, старшие родственники, как правило, с большим удовольствием занимают ребенка, в то время как вы расслабляетесь; во-вторых, малышу не грозит перевозбуждение: в знакомом месте со знакомыми людьми он спокойно переживет и праздничную суету, и несоблюдение режима.

3.2. Если вы не поклонники тихих семейных посиделок, приглашайте гостей, но учтите, что тогда вам придется работать на два фронта: и ребенка развлекать, и гостей. Поэтому лучше, чтобы у них были дети примерно одного возраста с вашими.

Вам придется позаботиться и о культурной программе. Дети, в отличие от взрослых, засиживаться за столом не любят.

Подарите сказку детям: устройте для них особенный праздник — покажите спектакль, оканчивающийся поиском подарков под елкой, организуйте маскарад, выйдите с ними на улицу и сыграйте в снежки, постройте снежную крепость, слепите снеговика.

Подумайте, в какие игры можно сыграть, как весело и необычно поздравить всех и вручить им подарки. Оторвите внимание детей от телевизора, огласив праздничную программу. Хорошо, если в доме есть музыкальные инструменты или караоке. Тогда можно изображать знаменитых артистов, состязаться в знании новогодних песен, сочинять их самим. Сценарий напрямую зависит от пола и возраста детей. Мальчики любят приключения, девочек очарует костюмированный бал или показ мод с переодеваниями. Ну, а если в вашей компании оказались и мальчишки, и девчонки — разрешите им вволю порезвиться, перепачкаться и перевернуть квартиру вверх дном. Водите хороводы, танцуйте, соревнуйтесь в художественном разрисовывании воздушных шаров или вырезании снежинок, отправляйтесь на поиски мешка Деда Мороза.

И, конечно же, не забудьте про Деда Мороза и Снегурочку! Эти персонажи — обязательный атрибут детского праздника. Однако учтите возраст своих малышей!

Детям постарше предложите самим разыграть сказочных персонажей — помощников деда Мороза. Ребята с радостью превратятся в феечек, эльфов, гномов. Лишь не забудьте заранее приготовить костюмы для них! Это не трудно: достаточно немного фантазии и выдумки. Здесь главное — не достоверность, а возможность хоть чуточку быть похожим на любимого героя! Просто подберите несколько атрибутов. Это могут быть волшебные палочки, широкополые шляпы, посохи, разноцветные накидки. Что делать дальше — вам подскажет ваш режиссерский талант и сами дети — они горазды на выдумку!

Только обязательно чередуйте подвижные игры с тихими и приготовьте маленькие подарки для участников!

3.3. Для больших компаний, предпочитающих встречать Новый год на всем готовеньком, организуйте профессиональную анимацию, тогда ваши малыши будут в надежных руках, а вы спокойно отдохнете со своими друзьями. Также нужно быть готовым отправиться вместе с ребенком, когда тот устанет, а это может произойти в самый разгар вечеринки.

3.4. А вот встречать Новый год в кафе или клубе — не самое лучшее решение. Громкая музыка и прокуренное помещение — не место для ребенка, тем более ночью. Ребенок будет капризничать.

Помните: Новый год — это праздник, а в праздник принято веселиться. Создавайте хорошее настроение себе и поднимайте его другим!

Где бы вы ни оказались в Новый год, не забудьте загадать желание. В следующем году оно обязательно сбудется!